Когда электрокары полностью заменят авто на бензине в Украине

Теоретически, большинство украинцев можно оперативно пересадить на электромобили – достаточно политической воли руководства, подкрепленной стимулирующими указами.

На практике проект пока неосуществим по техническим причинам. Энергосистема разбалансирована, а ветхие электросети требуют модернизации. Об этом говорят в профильном министерстве страны. Впрочем, второй фактор актуален не только для Украины. Поэтому рядовому отечественному автомобилисту, уставшему от цен на бензин, ждать чуда не приходится. Проще установить ГБО и спокойно созерцать, как космические корабли Илона Маска бороздят просторы Солнечной системы в направлении Марса.

Планета Земля, Украина, наши дни

Производство электроэнергии в стране на 25–30% превышает внутренние потребности, поэтому излишки уходят на экспорт. Почти половина мегаватт приходится на ТЕС и ТЕЦ, сжигающих углеводороды. Несмотря на низкий КПД паровых турбин, остается значительный запас мощностей. Вторая часть произведенной электроэнергии приходится на АЭС. ГРЭС генерируют 10–12%, чистая энергия дает не более 0,5%. Данные взяты из открытых источников.

Опустим пока экологический момент: выработку электричества можно нарастить, если больше сжигать газа, угля и мазута. У атомной энергетики запас также присутствует. Однако проблема в контексте электрификации автопарка страны видится не в мощностях, а в инфраструктуре, доставляющей электроэнергию потребителю. Сети не готовы к увеличению нагрузки. Тут экспертиза министерства не нужна – каждый житель хрущевки или пригородного поселка прекрасно знает об этом.

Установить «общественную электрозаправку» стоит относительно дешево – нью-йоркскому муниципалитету проект «под ключ» обходится в $10 000 за единицу.

При нынешнем состоянии электросетей остается проблема ее запитать. Предположим, что все пересели на Теслы и Лифы: если сегодня на вашей улице поставить зарядную станцию, то вечером, когда автовладельцы микрорайона вернутся домой и включат свои машины на «зарядку», всем обитателям придется жечь костры, чтобы поужинать. Главное – не забыть нарубить дровишек где-то по пути домой, а потом еще постараться в час пик в метро никого не поранить связкой хвороста . Это если у вас электроплита в доме. Жителям газифицированных квартир легче, хотя вряд ли кто обрадуется ежедневному ужину при свечах.

Перспектива для Украины

Украинскому автомобилисту пока еще рано думать о приобретении электрокара ради экономии на топливе, так как нет соответствующей экосистемы для авто на электротяге. Модернизация электросетей займет годы. Это означает, что тотальная электрификация автопарка страны – это сюжет для фантастического фильма. В реальности дело будет обстоять примерно так: спрос на электрокары сформируют богатые украинцы и логистические компании. Остальные продолжат коптить небо. Прогноз компании Facts Global Energy (FGE), на который ссылается авторитетная Financial Times, подтверждает подобный сценарий на ближайшие 20 лет для всего мирового автопарка.