Авторынок России обреченно катит по дну в 2010 год

Несколько лет подряд эксперты и автопроизводители ошибались с прогнозами продаж на автомобильном рынке РФ в меньшую сторону, а в 2008 году Россия чуть было не стала первым рынком в Европе.

Но кризис превратил радужные перспективы в несбыточные мечты — продажи падают, а цены растут — и 2010 год пока не обещает чуда.

Российский авторынок заканчивает год с печальным результатом — за 11 месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей, по информации Ассоциации европейского бизнеса, упали ровно вдвое до 1,33 миллиона штук.

По итогам года будет продано 1,45, максимум — полтора миллиона автомобилей, считают эксперты.

Год начался с повышения импортных пошлин до 25 с 20 процентов на большинство новых машин и запретительных — на подержанные иномарки, что нанесло удар по продажам новых иномарок, хотя помогло «АвтоВАЗу» — продажи Lada за 11 месяцев упали только на 45%.

Пошлины не достигли заявленной цели и не спасли российский автопром от резкого падения.

По данным «АСМ-холдинга», производство автомобилей за 11 месяцев 2009 года упало на 60,4% — до 543 501 штук.

При этом производство иномарок в России упало не так резко — на 54,1% до 256 753 автомобилей, пишет Reuters.

Автодилеры считают, что продажи могли быть еще хуже, если бы не скидки на иномарки 2008 года выпуска, которые были ввезены по старым таможенным ставкам и которые нужно было продать для удержания автоторговых компаний на плаву в разгар кризиса.

«Скидки позволяли поддерживать продажи на относительно высоком уровне весь 2009 год», — говорит главный исполнительный директор розничного подразделения автоторговой компании Рольф Вардан Даштоян.

Второй фактор, который помог продажам автомобилей в РФ не упасть еще ниже — программа государственного кредитования, по которой правительство субсидирует банкам две трети ставки рефинансирования по кредиту на покупку машины.

Но участники рынка говорят о ее низкой эффективности. Автор программы Минпромторг рассчитывал, что в 2009 году с использованием льготного автокредита будет продано 150 тысяч автомобилей, но на 11 декабря результат был скромным – 61 618 машин.

Большинство автопроизводителей и дилеров считают, что авторынок продолжит ползти по дну в 2010 году — их прогнозы продаж колеблются от 1,3 до 1,65 миллиона штук.

Renault, Toyota и General Motors ждут стабилизации. Представитель GM Сергей Лепнухов обещает год «без резких провалов и рывков». Volkswagen не теряет надежды.

«Мы ожидаем, что в следующем году продажи вырастут на 5-10% и составят около 1,45 миллиона автомобилей», — сказал замгендиректора Volkswagen Group Rus Мартин Ян. Он надеется, что на вторую половину 2010 года придется оживление рынка.

В подъем верит и Nissan — представитель компании Татьяна Натарова дала самый оптимистичный прогноз — 1,6-1,65 миллиона штук:

«Мы ожидаем, что рынок будет расти замедленными темпами в связи с выходом из кризиса, но основным локомотивом этого роста станет рынок иномарок».

«АвтоВАЗ», который хочет продать в этом году в РФ 340 тысяч автомобилей, рассчитывает нарастить продажи на 11% в 2010 году, сказал вице-президент по маркетингу и продажам Максим Нагайцев.

Доля «АвтоВАЗа» на рынке должна сохраниться на уровне 25%, говорит Нагайцев, то есть «АвтоВАЗ» хочет продать около 380 тысяч автомобилей при рынке 1,5 миллиона.

По итогам 11 месяцев автомобили под брендом Lada занимали 24% рынка с результатом 321 677 штук.

Более пессимистичен глава Ford в России Найджел Брэкенбери. По его оценке, в 2010 году будет продано 1,3-1,5 миллиона автомобилей — «так же, как в этом году».

Не больше оптимизма и у чиновников:

«Либо рынок останется на уровне 2009 года, либо плюс 5% максимум», — сказал руководитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.

Продавцы не уверены в этом.

«Рынок может упасть до 1,3 миллиона штук», — говорит директор розницы Рольфа Даштоян.

«Я бы мечтал ошибиться, но не вижу причин, из-за которых рынок вырастет или останется на том же уровне».

Эксперты и участники рынка надеются на то, что российская экономика постепенно выходит из кризиса, что и позволит удержать автопродажи на уровне 2009 года, но при этом рассчитывают на господдержку рынка.

«Большую роль будут играть стабильность рубля и улучшения в сфере кредитования», — говорит Брэкенбери из Ford.

«Ключевыми факторами для роста отечественного авторынка мы считаем мировые цены на нефть и связанную с ними стабильность (или нестабильность) рубля, а также доступность автокредитов для населения», — соглашается Лепнухов из GM.

Но рынок будет расти быстрее, если правительство будет стимулировать продажи, добавляет Брэкенбери.

Минпромторг пообещал, что с февраля в РФ заработает программа «деньги в обмен на драндулеты», которая предполагает обмен автомобиля старше 10 лет на скидку при покупке новой отечественной машины на сумму 50 тысяч рублей.

В США и Германии подобные программы позволили обеспечить рост рынка даже в кризис, однако Россия — другая история.

«Я занимаюсь автомобильным бизнесом, но даже я не понимаю, как это будет работать», — говорит гендиректор автодилерского холдинга «Атлант М» Олег Хусаенов. Он напомнил, что в РФ практически нет инфраструктуры для утилизации старых автомобилей.

Продавцы иномарок еще надеются на отмену пошлин на новые машины — они почти не сдержали провал производства автомобилей внутри страны, а на рынок будут влиять еще долго.

Ян из Volkswagen предлагает включить снижение пошлин до уровня 2008 года в пакет господдержки промышленности.

В этом году продавцы иномарок еще не в полной мере почувствовали тяжесть пошлин, введенных в начале года, поскольку почти весь год они распродавали автомобили предыдущего года, считает Даштоян.

Но в 2010 году старые автомобили кончатся у всех, и рынок почувствует отложенный эффект от высоких пошлин, считает он.

«Я жду, что цены в 2010 году вырастут процентов на 5-10», — говорит Даштоян.

«В 2010 году мы ощутим подъем, — считает гендиректор холдинга «Автомир» Николай Груздев, не называя конкретных цифр. — Кризис в мире проходит, экономика восстанавливается, это коснется и России».

Главный фактор роста авторынка — состояние автокредитования, говорит он, сейчас оно сдерживается психологическими факторами, хотя деньги есть и у потребителя, и у банков.

В 2010 году психологические барьеры постепенно будут сниматься, что позволит нарастить автопродажи, надеется Груздев.

При этом цены из-за высоких пошлин могут вырасти в зависимости от бренда, на 5-10 процентов, говорит он, но «выдающегося провала из-за роста цен не будет».

// AutoWeek.com.ua

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector