Нужен ли России электромобиль?

Увиденный в российском дворе Toyota Prius, столь же невероятное зрелище, как и Lada на просторах американского континента. А ведь это не полный электроавтомобиль, а всего лишь гибрид. Увы, несмотря на то, что наша страна, особенно благодаря завозам «серых» автодилеров, давно занимает почетное место по уровню продаж дорогих автомобилей, именно этот сегмент, не то что не пользуется спросом, а скорее отсутствует вообще. Оказывается, не деньги стимулируют прогресс, а скорее государственная поддержка. Каких-то двадцать лет назад американские автопроизводители посмеивались над японскими, а еще пять лет назад те в свою очередь не замечали конкуренции со стороны корейского автопрома. Похоже ситуация повторяется и с китайской промышленностью. Сложно прогнозировать как долго отечественный автопром, чья единственная цель, продажа автомобилей десятка моделей с механическими коробками передач и отсутствием систем активной безопасности, будет сравнивать себя с китайскими заводами, пытаясь доказать свое превосходство. А ведь автомобильная выставка в Пекине показала, что только новых моделей китайцы готовы были представить порядка тридцати, включая самое новейшее направление, электромобили.

В Японии и США государственные программы по стимулированию покупки электромобилей уже набрали полный ход. Теперь купить авто на электротяге там выгоднее на кругленькую сумму, порядка семи тысяч долларов в Японии за Toyota и порядка десяти тысяч долларов в США, правда ускоренно готовится законопроект об увеличении суммы налогового кредита до пятнадцати тысяч. Это не только сможет снизить нагрузку на импорт нефтепродуктов и помочь в реализации программы по защите окружающей среды, но и заставит работать деньги потребителей на отечественную промышленность. Ведь в США вовсю рекламируется Chevrolet Volt, а будущий выпуск японских Nissan Leaf был раскуплен, что называется, «на корню». При этом это не "сырые" концепт-кары, а вполне готовый коммерческий продукт, к этому стоит прибавить стремительно разрастающуюся сеть электрозаправок и существенную экономию для потребителя на топливных затратах.

Судя по заявлению китайского правительства о начале программы по субсидированию покупок электрических автомобилей, теперь на этот путь стали и они. Да и суммы озвучиваются вполне приличные даже по капиталистическим меркам, более семи тысяч долларов компенсации при покупке гибрида, и почти девять тысяч полагается обладателям электромобиля. На самом деле вопрос экономии энергоресурсов и заботе об экологической обстановке поднимается большинством развитых стран уже давно. При этом российское оправдание по поводу климата и расстояний, а также наличия собственных энергоресурсов возможно бы было в сравнении с Европой и Японией, но как, же тогда США и Китай. Судя по всему, в свете государственной программы по стимулированию наукоемких отраслей экономики и программы помощи государства отечественным автопроизводителям, об этой стороне вопроса попросту забыли, а когда прогрессивная часть человечества уже будет вовсю использовать транспорт на электрической тяге, нам опять придется догонять. Так что пропасть очевидна, пока АвтоВАЗ установит на свое детище автоматическую КПП, китайцы, запустившие в этом году пилотный электромобиль, будут продавать автомобили на электротяге уже и в России.