Почему через 20 лет не будет автомобилей на дизельном топливе

В феврале 2020 Великобритания анонсировала запрет на продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, который начнет действовать в 2035 году. Это часть плана по снижению углеродных выбросов в Британии до нуля к 2050 году. Об ограничениях на использование дизеля объявляли крупные города Германии, в том числе и автомобильные столицы страны — Штутгарт и Мюнхен. К ним присоединяются большие города других европейских стран, а правомочность таких запретов подтвердил Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге. Производителям приходится следовать тренду: например, в 2018 году Toyota начала постепенный отказ от дизельных моторов.

Почему дизелю отказывают в будущем и какие события к этому привели — разберемся в этой статье.

Откуда столько дизельных авто

Дизель не был популярным всегда. Еще в середине 90-х его использование ограничивалось в основном коммерческим транспортом, а доля в производстве частных легковых машин была невысокой.

Все изменилось в 1997 году, когда был принят Киотский протокол — международный договор-план по сокращению выброса парниковых газов для противодействия глобальному потеплению. Одним из газов, на котором концентрировался протокол, был углекислый. Выхлопы бензиновых двигателей содержат его в значительно большем количестве, чем дизельные моторы, поэтому последние были объявлены будущим автомобилестроения. На тот момент доля дизеля на европейском рынке только приближалась к 25%

Европейские государства принялись продвигать “дизельную” идею — обращали внимание на сравнительную дешевизну и экологичность. Кампания не ограничивалась призывами и разъяснениями — владельцы дизельных авто получали материальные выгоды здесь и сейчас: им снижали налоги, давали скидки на парковки.

В результате дизельные двигатели стали доминировать в Европе в 2000-х, достигнув доли в 53% в 2007 году. В первой половине 2010-х их доля в европейских продажах таких гигантов, как BMW, Daimler и Volvo, достигала 70–90%.

Новая цель экологов

Дизельные моторы впали в немилость, когда экологи заговорили о высокой концентрации оксида азота в выхлопах. Это соединение усиливает действие канцерогенов и одновременно ослабляет иммунитет. А взвесь сажи, найденная в выхлопах, оказалась опасной для людей с аллергией и астмой.

Дизель признали ответственным за тысячи смертей, британские парламентарии заговорили об утилизации авто с такими двигателями, а мэр Парижа Анн Идальго предложила полностью запретить их в городе. К ней присоединились градоначальники Мадрида, Афин, Мехико.

Дизельгейт

Такой разворот общественного мнения и экологической политики не мог понравиться крупным автопроизводителям, и чтобы защитить вложенные в дизель деньги, они решились на мошенничество. В историю этот случай вошел как “афера Volkswagen” или просто Дизельгейт — по аналогии Уотергейтским политическим скандалом.

В сентябре 2015 года американские контролеры-экологи выяснили: Volkswagen ставила на свои дизельные авто программное обеспечение, которое обманывало систему проверки газов. Дело в том, что тесты проводили в лабораториях, поведение автомобиля отличалось от его поведения в реальных условиях — и программы были способны распознать тест. Они снижали концентрацию оксида азота в выхлопе на время проверки в десятки раз по сравнению с режимом обычной эксплуатации.

Volkswagen признал, что продал 11 миллионов машин с таким ПО, выпущенных с 2008 по 2015 годы: Golf шестого поколения, Passat седьмого поколения, Tiguan, Jetta. Интересно, что дизельная обманщица Jetta была признана «Зеленым автомобилем года» по итогам 2009 по версии британского журнала Green Car Journal.

В махинациях разной степени тяжести были уличены почти все бренды концерна Volkswagen AG — Skoda, Seat, Audi, Porsche — а также Opel, Mercedes-Benz, BMW и Renault.

Дизельгейт стал сильным козырем экологов в борьбе с автопроизводителями.

Euro 6 и приговор дизелю

В том же 2015 году ЕС принял современный экологический стандарт — Euro 6. Согласно новым требованиям, максимально допустимый выброс оксидов азота для дизельных моторов составляет 0,080 грамм на километр. Для сравнения: предыдущий стандарт, Euro 5, устанавливал эту норму на уровне 0,180 г/км — то есть в 2,25 раза больше. Жесткие ограничения наложили и на взвешенные частицы.

Соответствовать этим требованиям дорого. А после того, как крупные города один за другим начали ограничивать движение дизельных авто, а целые страны принялись разрабатывать планы полного запрета, погоня за стандартом Euro 6 потеряла смысл. «Дизельные автомобили исчезнут гораздо быстрее, чем мы можем ожидать», – заявила в 2017 году Эльжбета Беньковска, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка, промышленности, предпринимательства и малых и средних предприятий.

И оказалась права: автогиганты начали сокращать производство таких авто, перенаправляя ресурсы на гибриды и электрокары. А дизель возвращается туда, где был 25 лет назад — в коммерческую нишу. Но и она уже не будет такой большой из-за появившихся за это время технологий.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector