История развития отечественного такси в России

В мировом масштабе за право первенства соревнуются Англия и Франция. При этом британцы готовы даже назвать конкретную дату – 1639 год. Именно в это время Корпорация коучменов получила лицензию, разрешающую заниматься частным извозом. После чего конные экипажи сменялись «самобеглыми колясками», успехи чередовались с периодами отсутствия спроса. Но процесс, как говорится, пошел, и остановить триумфальное шествие такси по странам и континентам было уже не возможно.

Российский частный извоз ведет свою историю с начала прошлого века. В то время характерной особенностью было то, что маршруты оказались в значительной мере привязаны к железнодорожным вокзалам, поскольку в дореволюционной России в Москве сходились все железные дороги. Поэтому главный город страны был постоянно переполнен людьми, которым требовалось добраться на вокзал или с вокзала. Желающих было много, перевозчики не бедствовали.

Грянувшая в октябре социалистическая революция начала свою деятельность с воплощения в жизнь строк «Интернационала», то есть, с разрушения старого мира «до основанья». Относительно такси это кончилось тем, что перевозки были объявлены мелкобуржуазным пережитком, который строителям светлого будущего совершенно без надобности. Последующие 7 лет убедили в том, что добраться куда-нибудь вовремя – и при социализме неплохо. В конце 1924 года возрождается такси в Москве – принимается решение о закупке двух сотен автомобилей марок Renault и Fiat. Со следующего лета первая партия (целых 15 машин!) начала резво бегать по московским улицам. Тогда же получил такси и Санкт-Петербург. В остальные города эта услуга приходит уже после 1926 года. Такое сравнительно медленное распространение таксомоторного извоза в советских городах объяснялось многими причинами, одна из которых заключалась в том, что такси были по тем временам достаточно дорогими – 50 коп. за версту или 4,5 руб. в час мог заплатить далеко не каждый.

Начало массовых перевозок пассажиров связывают с организацией производства отечественных автомобилей в 1934 году. ГАЗ-А, который сходил с конвейера всего лишь в течение 4-х лет, позволил шестикратно увеличить количество таксомоторов. Еще через два года появилась «эмка» (ГАЗ-М-1), и такси в Москве, как и во многих других городах, превращается в массовый и общедоступный транспорт.

После войны таксисты управляли «Победой» (ГАЗ-М20), а с 1957 года пришла «Волга» ГАЗ-21. В 1970 году ее сменила более современная ГАЗ-24 с 98-сильным мотором. Хотя для такси делали вариант с двигателем в 66 л.с., работающим на 76-м бензине. После были ГАЗ-24-10, ГАЗ-3102, а сегодня парк такси насчитывает так много наименований машин импортного производства, что легче перечислить те, которые не используются.

Но, сколько бы ни бегало на дорогах прекрасных машин, в душе большинства из нас осталась любой к старой доброй «двадцать четвертой» «Волге» - одному из символов нашей молодости!